Интервью с успешной handmade-мастерицей Викторией Поляковой

Виктория Полякова – не просто очаровательная девушка, а разносторонне развитая личность. Сегодня Виктория создает прекрасные украшения для женщин, но останавливаться на этом не планирует. О личном, о творчестве, о планах на будущее – из первых уст Виктории. – Виктория, расскажите о своем детстве. Откуда Вы родом? Чем увлекались в детские годы? – Родилась я в городе Барановичи Брестской области. Когда мне был всего годик, родители переехали в Казахстан. Там мы прожили несколько лет, но потом снова вернулись на Родину, где я пошла в первый класс с довольно большим опозданием – к концу третьей четверти. Родители переживали, что дочка станет двоечницей, потому как запоздалое вступление в школьную жизнь и необходимость догнать одноклассников по учебе не добавляли энтузиазма и желания учиться. До сих пор помню: весна, на улице капель, за окном детский смех, а я сижу за столом и плачу над стопкой прописей, которые нужно закончить. К счастью, сверстников я догнала и даже перегнала. Двоечницы из меня не вышло. В детстве я увлекалась тем же, чем и сейчас: творчество, рукоделие, рисование… Особое место в моей жизни всегда занимала книга. Даже когда еще не умела читать и писать, садилась с деловым видом (нередко держа книгу вверх тормашками) и делала вид, что читаю. Искалякивала все листы и тетрадки, которые попадались под руку. Отчетливо помню первую прочитанную книгу и тот момент, когда буквы вдруг сложились в слова, слова в абзацы, затем восторг от первой прочтенной страницы… Волшебство, да и только! – По образованию Вы журналист. Довелось поработать по специальности? – Да. Почти пять лет работала на телевидении, сотрудничала с газетами, журналами, интернет-изданиями. Затем начала писать книги, и журналистика отошла на второй план. В 2009 году в России вышел мой дебютный фантастический роман. Довелось также поработать, что называется, литературным негром. Эти книги вышли под чужими именами, но подарили мне немалый опыт. Потом какое-то время работала в сфере компьютерных игр (перевод, локализация, написание текстов и диалогов). Сейчас перешла в прямом и переносном смысле от слов к делу – увлеклась лепкой. – Как и когда к Вам впервые пришла идея что-то самостоятельно смастерить? Что это было? – Трудно сказать. Мне кажется, я всегда что-то клеила, выжигала, вырезала, шила, красила… Даже не помню, с чего начинала. Почему решили заняться именно лепкой? – Если честно, не лепила никогда. Если не считать пластилиновых поделок в детском саду и начальной школе. Помню, тогда мне это не нравилось. Вонючий пластилин плохо разминался, пачкал руки и все, к чему прикасался, быстро превращался в какую-то грязную однородную массу. Не думала, что когда-нибудь буду лепить. В ноябре 2013 года случайно наткнулась в Интернете на красивые букеты и цветочные композиции. Была уверена, что это настоящие растения, а потом с удивлением обнаружила, что цветы рукотворные, слеплены из загадочного материала – холодного фарфора. Не верилось, что подобное можно сделать руками! А дальше включился мой внутренний творец, который любит невыполнимые задачи и подобные вызовы. Начала с простого: какие-то фигурки, мультяшки, тортики и сладости из полимерной глины. Неожиданно лепка затянула меня. До загадочного материала – холодного фарфора – я добралась совсем недавно (месяца два назад). В принципе, неважно, с чем работать – термопластикой, холодным фарфором или самозатвердевающей глиной. Каждый материал имеет свои плюсы и минусы, больше подходит для тех или иных целей. – В тот момент были мысли, что творчеством можно зарабатывать? – Собственно, только творчеством я и зарабатываю. Знаете, есть такая шутка: «Творческий человек – это человек, который готов заниматься чем угодно, лишь бы не работать». Жизнь благосклонно позволяет мне заниматься тем, что мне нравится. Или точнее я просто не занимаюсь тем, что не приносит мне радости, всегда ищу варианты, как избежать неинтересной, скучной, монотонной работы. И вообще придерживаюсь мнения: чем бы ты ни занимался (любимым делом или нелюбимым), в конце дня ты все равно будешь уставшим. Заниматься любимым делом, развивать его ничуть не сложнее, чем с девяти до шести тухнуть на нелюбимой работе, отдавая себя профессии, которую тебе выбрали родители или ты сам, будучи, по сути, неразумным ребенком. Просто нужна готовность рискнуть, направить жизнь в нужное русло и нести за это ответственность. – Как отреагировали близкие на Ваше увлечение? – Ох, у меня эти увлечения постоянно меняются! Лепка – далеко не единственное мое занятие и, думаю, что не последнее. Близкие привыкли, что я то швец, то жнец, то на дуде игрец. Иногда шучу, что я человек-пятилетка. Как только какое-то занятие мне надоедает или я подхожу к некоему «потолку», который сама для себя устанавливаю, тут же меняю занятие. Мне важен процесс, развитие, постижение нового, постоянное творческое напряжение, без этого обесточиваюсь и теряю ощущение полноты жизни. – Когда Вы впервые продали украшение, сделанное своими руками, что Вы почувствовали? – Удовлетворение. Плата – это показатель того, что ты делаешь что-то нужное и как минимум делаешь это неплохо. Конечно, есть категория великолепных мастеров, которые просто не умеют продавать свои творения или считают это чем-то унизительным. Но и немало таких, которые прибывают в иллюзиях, что они делают что-то невероятное и при этом делают прекрасно. Не продается? Ну, так это люди глупые, не доросли, не способны оценить… и прочее, прочее. Я всегда боюсь впасть в такое состояние неадекватного «творчества». Поэтому, когда мои работы покупают, я спокойна и чувствую, что иду в нужном направлении. – Мастера часто пробуют себя в разных техниках, прежде чем найти что-то «своё». Почему Вы выбрали именно украшения? Почему именно тема цветов? – А я еще ничего и не выбрала. Просто тема цветов меня неожиданно затянула. Природа – бесконечный источник вдохновения, главный учитель и союзник. Ей я пытаюсь подражать. А украшения – это способ «крепления» шедевров природы к человеку. – Что Вас вдохновляет? – Наблюдаю, созидаю, стараюсь прочувствовать природу. Вдохновение – штука необъяснимая. Порыв что-то создать может вспыхнуть из чего угодно. – Вдохновившись, Вы принимаетесь за работу. Как все происходит? – Я не бросаюсь к глине и инструментам немедленно, как только что-то взбрело в голову. В каком-то смысле я намеренно коплю заряд, натягиваю струну. Могу часами шляться по дому и ничего не делать. Со стороны это выглядит именно так. Но на самом деле внутри зреет идея, я не срываю ее зеленой. Есть время для «делать» и «не делать». Когда чувствую, что пришло «время делать» – принимаюсь за работу. Не буду лукавить и скажу, что далеко не все работы – результат какого-то невероятного вдохновения. Есть и просто работа: когда ты знаешь, что и как делать, что проверено и оценено твоей аудиторией. Это спокойное, расслабленное состояние. И работается в нем ничуть не хуже, чем в неких неконтролируемых порывах вдохновения. – Сколько времени Вы тратите на изготовление одного украшения? – Очень по-разному. На изготовление одного украшения может уйти как пара часов, так и 3-4 полноценных рабочих дня. Какие-то вещи делаются быстро, потому что уже набита рука. А есть украшения, которые состоят из массы мелких деталей, требуют тонировки, покрытия лаком, сложной сборки… И далеко не всегда это понятно по внешнему виду изделия. Может казаться, что сделать серьги с розами сложнее, чем, например, слепить мультяшную фигурку. А все с точностью да наоборот. – У Вас есть четкий график работы? – Нет. Отсутствие четкого графика – это один из плюсов моей работы. Я просто намечаю примерный план на неделю или несколько дней и стараюсь выполнить задуманное. Главное – держать свою свободу под контролем, как это ни парадоксально звучит. – В Беларуси есть проблема с материалами? Приходится что-нибудь заказывать из-за рубежа? – Скажем так: в Беларуси колоссальная проблема с материалами. Очень скудный выбор, слишком высокие цены, отсутствие сервиса. Ни разу не получила из-за рубежа посылку с бракованной кривой фурнитурой, ссыпанной в кучу без сортировки и упаковки, а вот у нас такое встречаю постоянно. Поэтому почти все материалы и фурнитуру я приобретаю за рубежом. У нас покупаю только в крайнем случае. Например, неожиданно закончились застежки определенного цвета и надо достать их прямо сейчас. Стараюсь держать свои запасы в достатке, чтобы таких ситуаций не возникало. – Из этой цепочки «придумывание-воплощение-реализация» что Вам доставляет большее удовольствие? – Всё. Честное слово. Бывает, в этой цепочке что-то дается сложнее в каждом конкретном случае. Но я сопровождаю свою работу от начала до конца, от эфемерной идеи до упаковки уже готового изделия. И даже после… краешком глаза слежу за его судьбой и очень радуюсь, если вижу, что украшение не осело в шкатулке, а живет и радует своего хозяина. – Кто они, Ваши клиенты? – Этот сборный образ в шутку называю «человек желающий». 99% – это, естественно, женщины. От малышек 4-5 лет до состоявшихся дам 50-60 лет. И желают они разное. Но отчаянно, сейчас и «только мне». Не все четко знают, чего хотят. И не обязательно с такими клиентками работать сложнее. Ведь может быть «хочу красные розы диаметром 3 см» (и тут лишний миллиметр может оказаться критическим), а может быть «хочу браслетик с цветами, на ваше усмотрение… но красный» (вроде бы неясно, но работается легко и непринужденно). Кто-то предпочитает покупать только готовое изделие, именно то, что на фото. А кто-то ждет сюрприз, и элемент загадки их только радует. Еще одна категория моих клиентов – мужчины, желающие сделать своим дамам подарок. Особенно приятно, когда обращаются со словами «моей девушке (жене\маме) нравятся ваши украшения, хочу ее порадовать». – Как Вы считаете, можно ли полностью себя обеспечивать, живя в Беларуси и зарабатывая только handmade-творчеством? – Можно. Но это непростой путь. Как, в принципе, и любой другой. Как я уже говорила, вечером ты все равно будешь уставший. Вопрос лишь в том – от чего. – Если бы Вы могли вернуться назад, Вы бы выбрали себе другое занятие? – Я никогда не думаю в таком ключе. Обычно я переживаю, что мне не хватит жизни, чтобы заняться всем, чем хочу. Еще не раз я выберу себе другое занятие. Но в будущем. А копаться в прошлом – пустая трата сил и времени. – Что Вы можете посоветовать начинающим ремесленницам? – Советую не бросаться в творчество с головой. Иначе высок риск натворить всякое, никому ненужное, и стать тем самым творческим человеком в плохом смысле этого слова. Если рукоделие – это просто хобби с элементами самоокупаемости, занятие на вечер, способ скоротать время, расслабиться, выразить себя – то тут нет никаких законов, правил или советов. Если же вы решили зарабатывать на этом, строить свое дело, осваивать ремесло глубоко и осознанно, то тут надо хорошенько все обдумать, постараться просчитать затраты, наметить хотя бы приблизительный план действий, оставить себе некую страховку (в том числе материальную). А дальше нужна смелость и упорство. Общайтесь в кругу единомышленников. В профессиональных сообществах вы найдете поддержку и ответы на многие вопросы, поймете, что все проходят через одни и те же препятствия на творческом пути. Еще советую относиться к себе критически. Не стоит спешить продавать свои первые работы. Какими бы прекрасными они ни казались, буквально через пару месяцев за них будет стыдно (опять-таки, если вы относитесь к своему творчеству объективно). Ищите лучшие материалы, не ленитесь переделать, прислушивайтесь к себе и своей аудитории, не переставайте учиться. Творческий путь тем и прекрасен, что свободен и изменчив. Корректируйте свой курс ежедневно, ловите волну и наслаждайтесь процессом. Вот уже где действительно «ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ» – и инструмент, и материал, и в целом жизнь. Спасибо Виктории за интересную беседу! Больше работ Виктории – в мастерской “Украшения ручной работы от Виктории Поляковой”>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *