С развитием интернета многие вещи стали доступнее и ближе. Например, в сети можно выловить оригинальные выкройки. Распечатать – и почувствовать себя барышней 50-х, например, стоящей над свеженькой выкройкой из модного журнала. С чем можно столкнуться и на что обратить внимание – на примере платья по выкройке экспоната 1953 года из музея Виктории и Альберта. Day dress by Horrockses Fashion. Grey cotton printed with pink roses and white daisies, Britain, 1953. Museumno. T.640-1996 Платья стиля нью-лук – это хорошо узнаваемый силуэт «песочные часы». 60 лет назад не было такого разнообразия тканей, как сейчас, и поэтому в моде были сложность кроя и разнообразие деталей. Простое хлопковое платье, но это только на первый взгляд. Платье состоит из 27 элементов (не считая фурнитуры): перед лифа 4ч, спинка 6 ч, лента по груди и бантик 4 ч, юбка с карманами 13 ч. Обычно выкройки давались в нескольких размерах. В этом случае – три размера, соответствующие современным английским размерам 10,12 и 14. Каждый размер выделен своим цветом. В комментариях приведены параметры для каждого размера, можно выбрать более подходящий. При работе с ретро-выкройкой одежды стоит помнить, что не только бельё было другим, но и тип «стандартной фигуры» отличался от современного. Поэтому очень важно делать промежуточную примерку. А ещё лучше сначала сделать лиф из макетной ткани, чтобы можно было подогнать под конкретную фигуру. Вернёмся к выкройке. Вот какие детали платья дают авторы к работе. Детали лифа. И детали юбки Все детали с припусками на швы. И тут нас подстерегает первая ловушка. Потому что припуски даны для самого маленького размера. Все остальные размеры получаются выносом линий выкройки наружу на некоторое расстояние. Это не только смещает припуски, но и искажает саму выкройку. В частности, тут при работе с макетом лифа выяснилось, что такая сдвижка при небольшом изменении размера даёт непропорционально большое изменение по росту. Высоту деталей по спине пришлось убирать как по плечевым швам, так и по линии вшивания ленты. Платье по этой выкройке шилось тоже из хлопка, но наверняка более плотного, чем платье-оригинал. Итого у нас хлопок белорусского производства с набивным сплошным рисунком (нежно-голубого цвета с синими цветами) и голубой шифон в цвет цветам на отделку. Т.к. любая готовая выкройка – это база, на которой портниха строит образ готового изделия, то и отступления от оригинала не будут преступлением. В нашем воплощении отступаем в линии выреза. Платье-оригинал было, видимо, девичьим и рассчитано на высокую небольшую грудь. Это только мои догадки, т.к. непонятно, как же должна идти ленточка декора на лифе: под грудью, подчёркивая её, или же по груди, тем самым производя эффект строго противоположный. У модели, для которой шилось это платье, очень красивая грудь весьма приятного размера, но когда померили с лентой по выкройке – весь размер куда-то пропал! Лента идёт чуть ниже центра груди, делая платье ну ооочень скромным. Чтобы немного разхулиганить его, поменяли линию выреза с прямоугольной на сердечко. В оригинальном платье ленточка и бантик сзади – из основной ткани, хлопковые. В нашем современном воплощении и то и другое – из шифона. Это тоже важный момент: надо учитывать, как будет вести себя иная ткань. Тонкий хлопок хорошо заутюживается и бантик получается плоским. Мы решили сделать более кокетливый вариант, поэтому взяли шифон, т.к. он хорошо драпируется и делает «мягкие» складки. Это был очень интересный опыт. Раньше я шила по книгам 50-60-х гг., но по другому принципу: по описанию в книге построить базовую выкройку, из которой моделируется нужный фасон. Пошив по готовой стандартной выкройке – интересный эксперимент, возможно не последний. Итак, на что надо обращать внимание, когда собираемся шить по ретро-выкройке: 1. Обязательно сделать макет той части, которая должна сидеть по фигуре, чтобы не расходовать основную ткань зря на подгон. Помним, что с модой меняются не только фасоны одежды, но и бельё, а значит – силуэт. 2. Внимательно читать указания по расходу ткани! Перепроверить, на какую ширину ткани даётся расход. Стандарты промышленного производства меняются, можно ошибиться с расчётом. 3. Учитывать тип ткани. Если выкройка для тонких шёлковых тканей, то готовая вещь из шерсти будет смотреться совсем по-другому. При покупке посмотреть, как ткань будет вести себя «в работе»: собрать пару складок, подхватить драпировку и т.п. 4. Уточнить длину изделия для конкретного человека с учётом обуви. Скорректировать выкройку соответственно полученному размеру. Творческих вам успехов! Алёна Белова